Организация проектирования и строительства

31.10.2020

Участки на свободной от застройки территории после разбивки ее согласно проекту городское управление, как правило, сдавало в аренду под постройку жилья. Взять землю в аренду под постройку промышленного предприятия было сложнее - в этом случае Управа экспертировала место с точки зрения возможного нарушения каких-либо статей Строительного законодательства. Реализация плана продолжалась до тех пор, пока не возникала необходимость его нового пересмотра, причинами которого в 1910-х годах все чаще бывали изменения транспортной структуры, необходимость дальнейшего промышленного развития городов, неудовлетворительность санитарно-гигиенического состояния застройки. Заметим, в тот период нормальный срок службы проектного плана города составлял 20-30 лет, что в принципе совпадает с современной практикой градостроительства.

Углубление и усложнение процесса градостроительного проектирования сопровождалось и изменением отношения к составу проектной документации на отдельное сооружение. Формировался взгляд о недостаточности утверждения плана, фасада и разреза сооружения, нужна была и его более всесторонняя художественная и конструктивно-строительная разработка. Еще в 1895 году Г.В. Барановский писал: «...большое зло в том, что сплошь и рядом... с такими “проектами-эскизами” наши архитекторы приступают к исполнению построек, лишь во время производства работ обдумывая через пень-колоду детали конструкции и художественной обработки. Такой, поистине изумительный порядок составления проектов столь прочно укоренился в нашем строительном обиходе, до того все сжились с ним, что о лучшем никто и не думает. Так именно работают техники-самоучки, так работают дипломированные архитекторы и инженеры, так работают и весьма почтенные профессора архитектурной и инженерной специальностей».

Барановский справедливо упрекал зодчих в том, что многих ошибок при постройке можно было бы избежать, проработав проект детально до начала строительства. Впрочем, доля вины за это, по его мнению, ложилась и на заказчиков: «Редкий капиталист задумает постройку заблаговременно, а уж созреет у него мысль о постройке непременно к началу строительного сезона, не раньше конца апреля, когда в пору вызвать грузовое такси и начать самые работы. Естественно, что при таких условиях для составления проекта архитектору дается самое ограниченное время, несколько дней, много - неделя». Практика действительно была такова, о чем свидетельствуют многие строительные архивы Городских Управ, причем она не успела измениться вплоть до 1917 года. Особенно тяжелым было положение в этом аспекте в провинции, но и в столицах недостаточная конструктивная и художественная разработка утвержденных проектов порой приводила к обрушению зданий, к кустарности их внешнего облика (хотя за них архитекторы и несли юридическую ответственность).