Модная в XIX веке итальянская опера

22.08.2016

Верди он сравнивал с драматургами-романтиками, в том числе с Гюго: «Гений Верди, как и гений Виктора Гюго, был гиперболичен и грандиозен: он выражал в музыке обычные страсти людские с такой яркостью и с таким пылом, что они казались возвышенными. Но если вы спросите, о чем, собственно, идет речь в его операх, то, вероятно, получите ответ, что это криминальные случаи, изложенные в мелодрамах». Критика увлекала подчас контрастность, острота чувств, как, например, в «Бале-маскараде». Он не отказывал Верди в юморе, соглашался, что последние оперы композитора - «почти настоящие музыкальные драмы», противопоставляя понятие «музыкальная драма» понятию «опера». Но «почти настоящие музыкальные драмы» еще не были для Шоу подлинными музыкальными драмами. Итальянская опера чересчур пользовалась романтическим ходовым товаром. Композиторы упивались роскошеством театральных страстей, риторической любовью, смертями, ядами, ревностью и убийствами в самом их вычурном и неправдоподобном виде. Любите петь? Узнайте где купить гитару.

Позже, в 90-е годы, уже написав несколько драм и пройдя путь театрального критика, Шоу в книге о Вагнере обобщил некоторые процессы в оперной музыке XIX века. Главное состояло в том, что от композитора все более требовалось чутье драматурга и поэта, чтобы понять драматические и описательные свойства звуков. Неизбежно должно было возникнуть новое племя литературных и театральных музыкантов. Зарождался и получал развитие новый жанр - музыкальная драма. Но развитию этого жанра сопутствовала и видимость оригинальности и новаторства. Так, например, декоративные качества музыки Мейербера напоминали Шоу «стиль барокко в архитектуре: это энергичная борьба за оздоровление гниющего организма разными техническими новинками и чудачествами».

Укор нерадивым, ленивым - Моцарт, недосягаемая высота, столь резко вознесшаяся над всеми, что потомкам в большинстве своем остается лишь, задрав голову, любоваться ею. Но Шоу, помимо возвышенных идеалов, как они ни чудесны, были еще насущно необходимы абсолютно реальные союзники в борьбе за преобразование современного театра. Таким соратником в области музыки он сделал Вагнера. Генрик Ибсен и Рихард Вагнер главные сподвижники Шоу, его «доверенные лица» в строительстве интеллектуального театра XX века.