03.06.2016
Она значительно возросла в сочинениях 70-х гг., где в первую очередь следует назвать «Романтическую музыку» и Третий концерт для фортепиано с окрестром. Итак вновь синтез разных тенденций, разных творческих устремлений
Переходя теперь к другим свойствам симфонической музыки Щедрина, можно вновь указать на роль устоявшейся русской традиции. Она сказалась в особом тяготении к театральности, которое всегда отличало русскую музыку самых различных ориентации. Дух лицедейства, живого представления присущ музыке Щедрина в самой высокой степени. Трудно отделаться от впечатления, что в его симфониях и концертах для оркестра разыгрывается некое действо, где в роли подмостков выступает пространство концертного зала, а в роли персонажей - звукообразы. Переходя к более точным определениям, можно сказать, что ощущение музыкального действия, которое разыгрывается под управлением невидимого слушателю режиссера, создается двумя свойствами музыки Щедрина - ее звуковым, интонируемым материалом и системой взаимосвязей звучащих данностей. Хотите отдохнуть? Посмотрите туры на тенерифе.
Каковы же эти звучащие данности? На этот вопрос дать ответ всего труднее, ибо если и есть что-либо изменчивое в музыке Щедрина, так это именно определенным образом организованные звучания, даже вне ассоциативных связей, которые конструирует наше воображение. Чего только тут нет! И обороты русского эпического былинного повествования, и задорная удаль частушки, и звучания колоколов, переливающиеся игрой высоких обертонов, и имитация нарастающего гула самолета, и экспрессия открытого, порой даже демонстративно-открытого выражения чувства и бесстрастная равномерность экзерсиса. Иными словами, симфоническая музыка Щедрина вбирает в себя, аккумулирует многообразный мир звучаний, окружающий современного человека. Сохраняя связь с породившим их прообразом, они, вместе с тем, предстают именно как звукообразы, как интонационные обобщения; при этом именно их тембровое качество особенно подчеркнуто, выставлено на передний план.